Счастье чаще приходит к философам



Философы и все, кто признает свободу воли человека, больше открыты к счастью, чем те, кто ее отрицает. Свободу человека отрицают те, кто верит, что у каждого поступка есть причина и следствие. Американский нейроэндокринолог Роберт Сапольский (Robert Sapolsky) утверждает, что плохо понимает то, что говорят философы о свободе воли. По его мнению, у философов слишком много определений свободы и он предпочитает рассматривать ее с позиций редукционизма. Сапольский отрицает свободу воли, исходя из веры в то, что все в этом мире имеет причину и следствие. Но если все имеет свою причину, то обвинять людей в проступках и преступлениях мы не имеем право! Буквально, если все имеет свою причину, то «Вина и похвала бессмысленны», т.к. «плохие люди – это результаты биологической лотереи». Им досталось неудачное тело и неудачное стечение обстоятельств, утверждает он. Что ж, тогда надо менять систему правосудия, которая опирается на римское или средневековое право. Здорово! Да, но можем ли мы, исходя из знания причин, предвидеть преступное поведение людей заранее? Увы, нет. Значит, ученые пока просто верят в причины наших поступков и отрицают свободу выбора человека. Чем вера в причинность лучше веры в свободу воли? Над этим мы еще поразмышляем в будущем.

Много ли дает нам знание причинно-следственных связей? По мнению большинства ученых, познание причинно-следственных связей помогает нам объяснять и преобразовывать мир. Но какова цена веры во всеобщность причинности? По мнению Роберта Сапольского, вера во всеобщую причинно-следственную связь (детерминизм) превратила его еще в 13 летнем возрасте в атеиста и ввергла в глубокую депрессию. Это означает, что вера во всеобщую причинно-следственную связь резко снизила способность получать удовольствия (ангедония), спровоцировала психо-моторную заторможенность и бездействие. Сам Сапольский называет это «выученной беспомощностью»  и агрессией против себя самого. В этом случае, путь к радости и счастью лежат через скорбь, меланхолию и антидепрессанты. Невеселое следствие веры в причинную обусловленность наших поступков. Выбраться из депрессии к счастью очень сложно.

Иное дело философы, верящие в свободу воли и выбора людей. Особенно те, кто верит в добрую волю, в способность людей быть в своих поступках автономными (свободными) от внешних причин. У людей доброй воли, согласно категорическому императиву Иммануила Канта, счастливым становится все, в чем они принимают участие. Это не значит, что люди доброй воли обязаны отрицать причинно-следственные связи. Они лишь должны помнить, что причины господствуют в мире вещей, а не людей. Отношение к человеку как цели, а не как к средству делает реальным существование мира людей, их свободной воли и счастья от обладания свободой, отсутствующей в мире вещей.

Продолжение следует.


 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Испанидад* единодушен против любых форм зависимости

Методология и сценарии управления ситуациями.

Природа доминирования